1. Как Соломон расправился со своими врагами
Соломон (он правил в 969-931 гг. до Р.Х.) сел на престоле отца своего Давида (http://www.proza.ru/2011/01/10/349), и царствование его было очень твердо. Адония пришел однажды к Вирсавии, матери Соломона, и сказал ей: «У меня есть слово к тебе, царица!» Она отвечала: «Говори!» Адония продолжал: «Ты знаешь, что верховная власть должна была принадлежать мне, и весь Израиль видел во мне будущего царя. Но царство мое отошло к Соломону, ибо такова была воля Господа. Я не могу идти против Бога и принимаю мою судьбу. Но пусть мой брат не откажет мне хотя бы в одной просьбе». Вирсавия сказала ему: «Проси, чего ты хочешь». - «Отец мой Давид, - напомнил Адония, - незадолго до смерти взял в жены Ависагу Сунамитянку. Она девушка юная и прекрасная. Жалко, если вся ее оставшаяся жизнь будет вдовство и слезы. Поговори с царем Соломоном, чтобы он отдал Ависагу Сунамитянку мне в жены». Вирсавия согласилась: «Хорошо, я поговорю о тебе с царем».
Царица отправилась к сыну и сказала ему: «Я имею к тебе одну небольшую просьбу». Соломон отвечал: «Проси, мать моя, я, конечно же, не откажу тебе». – «Отдай Ависагу Сунамитянку твоему брату, - попросила Вирсавия. – Пусть она будет его женой, и он утешится». Соломону не понравились ее слова. Он воскликнул: «Зачем ты просишь Ависагу для Адонии? Проси ему заодно и всего царства! Он мой старший брат, а Иоав, сын Саруин, наш военачальник, его лучший друг! Видит Бог, я хотел сохранить Адонии жизнь, но дерзость его превзошла все возможные границы! Пусть Господь лишит меня всего, что имею, если Адония переживет сегодняшний день!» Царь призвал к себе начальника своих телохранителей Ванею, сына Иодая, и приказал ему: «Пойди, умертви Адонию!» Ванея пришел к Адонии, поразил его мечом, и тот умер.
Когда весть об этой расправе дошла до военачальника Иоава, он убежал в скинию Господню и ухватился за рога жертвенника, моля о пощаде. Соломон велел Ванее: «Пойди, умертви Иоава и похорони его!» Ванея пришел к скинии Господа и сказал Иоаву: «Выходи!» Но тот возразил: «Если царь желает моей смерти, то пусть меня умертвят прямо здесь, перед домом Господа моего!» Ванея передал слова Иоава Соломону, а тот приказал: «Сделай так, как он говорит. Да обратит Господь его кровь на его же собственную голову!» Ванея вернулся к скинии, поразил Иоава мечом, и тот умер. После этого Соломон поставил Ванею военачальником над войском, а священника Садока сделал первосвященником.
2. Просьба, с которой Соломон обратился к Господу
Соломон отправился в Гаваон, что бы принести на тамошних высотах жертву Богу. Господь явился царю во сне и сказал: «Проси, что дать тебе». Соломон отвечал: «Ты даровал Давиду, отцу моему, великую милость, сделав его повелителем Твоего народа. Ныне же, Господи Боже, Ты поставил меня царем вместо моего отца, но я молодой и неопытный, а народ, подвластный мне, столь многочисленный, что нельзя даже сосчитать его. Дай же мне сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, где добро и где зло».
Эта просьба была весьма приятна Господу. Он сказал Соломону: «За то, что ты не просил себе долгой жизни, не просил богатства, но просил только разума, что бы уметь судить, – Я сделаю по твоему слову. Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе мудреца не было прежде, и после не будет уже никогда. И то, чего ты не просил, Я даю тебе: и богатство и славу, - так что не будет подобного между царями во все твои дни. И если будешь слушаться Меня и сохранять Мой закон, как это делал твой отец Давид, то Я сделаю жизнь твою долгой и спокойной».
3. Как Соломон рассудил двух женщин
Однажды к Соломону пришли две женщины и попросили рассудить их. Одна из них сказала: «О, господин мой! Я и эта женщина живем в одном доме; и я родила сына при ней. На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе в доме, и никого постороннего с нами не было. Ночью сын этой женщины умер. Она встала, взяла моего сына от меня, пока я спала, и положила его к своей груди, а мертвого ребенка положила к моей груди. Утром я поднялась, чтобы покормить сына, и увидела, что он мертв, но, когда я всмотрелась в него, то поняла, что это не тот ребенок, которого я родила». Другая женщина возразила: «Нет, мой сын живой, а твой мертвый». А та твердила свое: «Нет, твой сын мертвый, а мой живой». Так спорили они перед царем. И сказал Соломон: «Одна утверждает: мой сын живой, а твой мертвый, а другая говорит противоположное. И нет возможности уличить ни одну из них. Подайте мне меч - я разрешу этот спор». Царю принесли меч, и он сказал: «Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. Так мы удовлетворим их обоих».
Когда мать ребенка услышала приговор Соломона, то взволновалась вся от жалости к сыну и воскликнула: «О, господин мой! Не умерщвляй ребенка! Пускай берет себе моего сына». А другая говорила: «Пусть не будет ни мне, ни тебе – рубите». Царь указал на первую женщину и сказал: «Отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она – его мать».
Весь Израиль узнал вскоре о споре двух женщин и о том, как рассудил их Соломон. И стали люди бояться царя, ибо увидели, что ему дана от Бога великая мудрость.
4. Строительство Божьего храма
В четвертый год царствования Соломон отправил послов к тирскому царю Хираму (http://www.proza.ru/2013/11/05/318) и передал ему свою просьбу. «Ты знаешь, - писал Соломон, - что мой отец Давид не смог построить храм Господа Бога из-за войн с окрестными народами. Ныне Господь даровал мне повсюду покой, и я намерен исполнить то, что не удалось моему отцу. Храм, что я строю, велик, потому что велик и Бог наш, Который выше всех богов. Достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? Будь же мне помощником в этом нелегком деле! Прикажи нарубить для меня кедров с Ливана и помоги доставить их в мою страну». Хирам, узнав о намерении Соломона, послал сказать ему: «Я исполню твое желание. Мои рабы нарубят для тебя столько кедров и кипарисов, сколько тебе нужно. Потом они свезут лес к морю и доставят плотами в то место, которое ты укажешь, а ты за это будешь давать хлеб для моего двора».
Так договорились между собой два царя и каждый выполнил то, что обещал. В течение трех лет работники Соломона и работники Хирама свозили в Иерусалим, на гору Мориа - место будущего храма, - большие камни и бревна, и все это время израильский царь поставлял в Тир условленное количество пшеницы и оливкового масла. Строительство храма было трудным делом, которым занимался весь народ израильский. Каждый месяц Соломон отправлял в Ливанские горы десять тысяч работников. И еще было у него семьдесят тысяч для переноски тяжестей и восемьдесят тысяч каменосеков в горах. Строительство по окончании подготовительных работ продолжалось еще четыре года. Храм был весьма велик и имел два этажа. Его стены были возведены из тесанного камня и обшиты внутри кадровыми досками, а пол был сделан из кипариса. Изнутри все стены были выложены золотом и украшены позолоченными изображениями херувимов, пальмовых деревьев и распускающихся цветов. Даже пол был покрыт золочеными плитками! Украшения храма изготовили из полированной меди, а все принадлежности для богослужения - из чистого золота. Завеса, скрывавшая от посторонних глаз Святая Святых, была сделана из яхонтовой, пурпуровой и багряной ткани.
Когда на одиннадцатом году правления Соломона храм был окончен, царь созвал в Иерусалим всех старейшин Израилевых и всех начальников колен, чтобы перенести сюда ковчег завета Господня, располагавшийся прежде в скинии на горе Сион. При огромном стечении народа священники внесли ковчег в храм и поставили во Святая Святых. Едва священники вышли из святилища, дом Господень наполнило облако. И не могли священники стоять в храме на служении, ибо слава Господня наполняла его.
Соломон встал во дворе перед жертвенником впереди всего собрания израильтян, поднял руки и сказал: «Господи Боже Израилев! Нет подобного Тебе Бога на небесах наверху и на земле внизу. Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим перед Тобою всем своим сердцем. Будь с нами, как Ты был с отцами нашими. Не оставь нас и не покинь. И пусть делается изо дня в день все, что потребно для народа Израилева, чтобы знали все окрестные племена о том, что Господь есть Бог Всемогущий. Да будет сердце наше вполне предано Господу, чтобы ходить по Его уставам и соблюдать заповеди Его также, как они соблюдаются ныне». После этого Соломон и все израильтяне принесли жертву Господу: двадцать две тысячи голов крупного скота и сто двадцать тысяч голов мелкого скота.
Так царь и все сыны Израилевы осветили храм Господу. Затем устроил Соломон большой праздник, продолжавшийся в течение семи дней и семи ночей.
5. Господь покровительствует Соломону
После того, как Соломон окончил строительство храма, Бог во второй раз явился к нему во сне и сказал: «Я услышал молитву твою и сделаю все, как ты просишь. Я осветил храм, который ты построил, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни. И если ты будешь ходить перед Моим лицом, как ходил твой отец Давид, будешь чист сердцем и станешь исполнять все, что Я тебе велел, будешь хранить Мои уставы и Мои законы, то Я поставлю твой царский престол над Израилем на все последующие времена. Но если ты и твои сыновья отступитесь от Меня и не будете соблюдать Моих заповедей, а станете служить другим богам, то Я истреблю Израиль с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я осветил, отторгну от Моего лица. И будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. А о храме этом высоком, всякий, кто будет проходить мимо него, ужаснется и скажет: "За что Господь поступил так с этой землей и с этим храмом?" И ответят ему: "За то, что израильтяне оставили Господа Бога своего, который вывел их из Египта, но прилепились к иным богам и служили им"».
Все свершилось так, как обещал Господь. Израиль процветал до тех пор, пока Соломон сохранял верность Его заветам. Царство у сына Вирсавии было велико и могущественно. Оно простиралось от реки Евфрат на севере до пределов Египта на юге. Только финикийские города сохраняли тогда свою независимость. Жил Соломон в новом дворце из тесанных камней и кедра, гораздо более обширном и роскошном, чем дворец отца его Давида. Лестницы здесь были из драгоценного красного дерева, а стены украшали пятьсот больших и малых щитов из кованного золота. Престол царя был изготовлен из слоновой кости и обложен чистым золотом. Все сосуды в доме Соломона также были золотые, а из серебра ничего не делалось, потому что серебро почиталось тогда за презренный и недостойный царя металл. Иерусалим при Соломоне значительно расширился и был обнесен мощной стеной с высокими башнями. Войско Соломона считалось весьма многочисленным и сильным: под его началом находились тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников. Все окрестные цари заискивали перед владыкой Израиля и искали союза с ним.
Так продолжалось в течении всего царствования Соломона, но все изменилось, как только царь стал уклоняться от праведной жизни!
6. Как Соломон уклонился от заветов Господа
Когда Соломон состарился, он завел себе семьсот жен. Большая часть их были чужестранки и происходили из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «Не общайтесь с ними, и они пусть не общаются с вами, чтобы не склонять ваши сердца к своим богам». Однако Соломон не послушался этого наказа, он сильно привязался к своим женам и слушал их слова охотнее, чем слов Самого Господа. Постепенно жены склонили его к своей вере, так что Соломон стал служить ханаанейской Астарте, моавитянскому Хамосу, аммонитскому Молоху и построил для них святилища. Тогда Господь разгневался на Соломона и сказал ему: «За то, что ты не сохранил Моего завета и Моих уставов, Я отторгну у сына твоего большую часть царства и отдам десять колен Израилевых под власть его раба. Лишь два колена оставлю я за твоим потомством, да и то Я сделаю не ради тебя, а ради отца твоего Давида и ради Иерусалима, который Я избрал».
С этого времени началось ослабление Израиля. На севере, в Сирии, против евреев восстал Резон, сын Елиады. Он захватил Дамаск и воцарился там. Постепенно вся Сирия отпала от Израиля и перешла под власть Резона. Но и этого оказалось мало! У Соломона был раб - ефремлянин Иеровоам, сын Навата, который служил у него смотрителем над работниками. Однажды Иеровоам вышел за какой-то надобностью из Иерусалима и повстречал пророка Ахию, одетого в новую одежду. Ахия сбросил с себя плащ, разодрал его на двенадцать частей и сказал Иеровоаму: «Возьми себе десять частей моего плаща, ибо так говорит Господь Бог Израилев: "Вот, Я исторгаю царство из рук Соломона и отдаю под твою власть десять колен Израилевых, так что лишь два колена останутся за потомством Соломона. Тебя же Я избираю в цари и ты будешь владычествовать над всем, что пожелает твоя душа, и будешь царем над Израилем. Если станешь соблюдать все, что Я прикажу тебе и будешь исполнять Мои законы, то Я буду с тобой также как Я был с Давидом, и буду покровительствовать тебе во всем"».
Так сказал Ахия Иеровоаму. Соломон прослышал об этом и хотел умертвить Иеровоама, но тот успел убежать в Египет и жил там до самой кончины царя.
7. О первой Священной истории
Царствование царя Соломона было временем не только политического, но и культурного расцвета Израиля. Особенно большие успехи сделала в это время еврейская литература. Сам Соломон так же отдал дань литературным трудам. Позднейшая традиция приписывает ему составление многочисленных притч, изящных по форме и исполненных глубокой житейской мудрости (хотя и не все произведения, дошедшие до нас под именем Соломона, принадлежат ему, некоторые вполне могли выйти из-под его пера). При этом просвещенном царе начали собирать и обрабатывать богатые еврейские предания, существовавшие прежде только в устной форме. Тогда же, как считает большинство исследователей, была написана первая Священная история Израиля. Мы не знаем, как назывался этот труд, и кто был его автором. До наших дней Священная история дошла не в своем первозданном облике, но в виде обширных фрагментов, включенных позднейшими редакторами в четыре первые библейские книги (в христианской Библии они носят названия «Бытие», «Исход», «Числа» и «Второзаконие»). Впрочем, фрагменты эти достаточно легко выделяются из общей массы материала, поскольку автор первой Священной Истории всегда именовал Бога Его сокровенным именем – Яхве. В связи с чем в современной научной литературе первого историка Израиля обычно называют Яхвистом. Так как в его рассказе большое внимание уделено колену Иуды, считают что он происходил из южных районов страны. Возможно, Яхвист жил и творил в Иерусалиме.
Современные исследователи потратили много сил, стараясь реставрировать первоначальный вид его сочинения, и вот, что им удалось установить. Скорее всего, первая Священная история начиналась словами, из второй части 4-го стиха 2-й главы нынешней книги «Бытия» («…когда Господь Бог создал землю и небо…»). Предшествующий им рассказ о шести днях, в течении которых Бог сотворил мир, Яхвисту еще не был известен. Повествование начиналось прямо с сотворения человека. Далее Яхвист сообщал о насаждении Богом Едема (Райского сада) и о создание женщины, которая была сотворена из ребра мужчины. Затем шел рассказ о грехопадении, о Каине и Авеле, о греховности первых поколений людей и о всемирном потопе (http://www.proza.ru/2010/07/17/246). В качестве образца для описания этой грандиозной катастрофы Яхвисту послужил известный вавилонский миф (он дошел до нас в составе древней поэмы «Гильгамеш» (http://www.proza.ru/2009/12/28/297), где в роли Ноя выступает царь Утнапишти). Яхвист почти дословно заимствовал многие детали вавилонского сказания, однако предал ему совершенно иной дух и смысл.
Поведав далее о вавилонской башне и смешении языков, Яхвист переходил к жизнеописанию Авраама (http://www.proza.ru/2010/03/03/260). В основном канва событий в его Священной истории соответствовала той, что известна нам из позднейших библейских книг. Но некоторые эпизоды у него отсутствовали. Так, к примеру, Яхвист не упоминает об искушении Авраама (в связи с принесением в жертву его сына Исаака); в его Истории не было известного рассказа о том, как раб Авраама ездил в Харран, чтобы сосватать за Исаака Лаванову сестру Ревекку. Некоторые известные сюжеты из жизни других патриархов также отсутствовали. В жизнеописание Иакова (http://www.proza.ru/2010/08/28/255) не было драматического рассказа, повествующего о его бегстве от Лавана. История Иосифа(http://www.proza.ru/2010/09/08/255) и его братьев была чуть не вдвое короче по сравнению с позднейшим вариантом (Яхвист ничего не сообщал о пребывании Иосифа в египетской тюрьме, о разгадке им снов виночерпия и хлебодара, о снах фараона и о первой поездке братьев в Египет).
В истории Моисея (http://www.proza.ru/2010/09/19/235) не было романтической новеллы о том, как его младенцем бросили в реку и о том, как его воспитала дочь фараона. Не было в первой Священной истории и другого знаменитого сюжета - о явлении ангела в горящем, но не сгорающем терновом кусте. Рассказ о казнях египетских был короче. Известная теперь всем история о бегстве израильтян из Египта по дну расступившегося моря также не упоминалась Яхвистом. Центральным местом Священной истории Израиля во все времена служило пребывание Богом избранного народа у горы Синай. Позднейшие редакторы приурочили к этому моменту множество наказов и заветов Бога Моисею (в их число вошел даже тщательно разработанный жреческий кодекс). Однако уже из самого духа этих наставлений видно, что они предназначались для общества, находившегося на гораздо более высоком уровне развития, нежели тот, на котором пребывали в то время израильтяне. Современные исследователи справедливо относят это законодательство к позднейшим вставкам. В первой Священной Истории все выглядело проще и естественнее: главная суть завета заключалась в десяти заповедях. Кроме того, здесь содержались краткие наставления о религиозных праздниках (ныне это стихи 10-28 главы 34 в книге «Исход»). Подробный рассказ о сооружении израильтянами скинии у Яхвиста также отсутствовал. Не было у него и драматической истории о золотом тельце. Повествование о скитаниях израильтян в пустыне было изложено очень кратко. Скорее всего, книга завершалась смертью Моисея.
Первая Священная история являлась выдающимся художественным произведением. Язык Яхвиста чрезвычайно образный и живой. Вместе с тем, он был великолепным мастером психологического портрета и умел буквально несколькими яркими мазками создать неповторимый духовный облик человека. Подтверждением тому служат прекрасные образы Авраама, Иакова, Иосифа, Агари, Ревекки, Рахили и многих других героев далекого прошлого, впервые воплотившихся в его книге. Поражает также сочетание внешней непритязательности повествования с глубочайшим духовным смыслом. Это особенно заметно при чтении книги «Бытия», для которой труд Яхвиста послужил основным источником.
Некоторые историки полагают, что перу Яхвиста принадлежало еще одно выдающееся произведение эпохи Соломона - так называемая, «История Давида», которая стала одним из главных источников двух позднейших «Книг Самуила» (в православной Библии эти книги называются соответственно, «1-я книга Царств» и «2-я книга Царств»). Возможно, что Яхвист был свидетелем некоторых событий последних лет царствования Давида (http://www.proza.ru/2011/01/10/349).
8. О том, как жили евреи в царскую эпоху
Израиль был многолюдным государством. Помимо значительного числа поселений, различные источники упоминают на его территории 475 городов. Конечно, в большинстве своем это были небольшие укрепленные пункты с населением не превышавшим тысячу человек. Крупных городских центров, служивших сосредоточением ремесла и торговли, насчитывалось всего несколько десятков. Считается, что во времена Соломона в Иерусалиме проживало никак не менее 9 тысяч жителей, в Мегиддо – не менее 6 тысяч, в Сихеме – не менее 5 тысяч, в Иерихоне – не менее 3,5 тысяч. Не уступали им размерами Асор и Лахис. Важным городом царской эпохи, наряду с Иерусалимом, являлась Самария. Оба города были обнесены массивными стенами с несколькими монументальными воротами.
Значительная часть городского населения занималась возделыванием земли. Поля, виноградники и сады продолжали оставаться стабильным источником дохода. Многие выращивали скот и домашнюю птицу. После уборки урожая по городским кварталам разносился стук молотьбы.
В любом еврейском городе имелись общественные хранилища для зерна. Они представляли собой углубления в земле или просторные кладовые с колоннами, разделенные на несколько комнат, предназначенные для хранения различных сортов зерна, и могли быть очень обширными. Так хранилище в Мегиддо имело размеры 8 на 8 и на 10 м. Жизнь любого города напрямую зависела от снабжения его водой. Между тем, воды в Палестине всегда не хватало. Евреи проявили необыкновенную изобретательность в решении этой проблемы. Часто вода подавалась в город от далекого горного источника через целую систему туннелей, водонапорных башен и искусственных водоемов. Например, в Иерусалим вода поступала от источника Гихон через туннель длиной в 512 м.
Города делились на кварталы соответственно профессии или материальному благосостоянию их обитателей. Разница между бедными и богатыми поначалу не слишком бросалась в глаза. Археологические раскопки свидетельствуют, что во времена Давида все дома имели примерно одинаковое устройство и размер. Потом положение изменилось, и спустя два века богатые кварталы уже заметно отличались от бедных.
Дома в большинстве своем были двухэтажные, редко – трехэтажные. Как правило, город застраивался по круговой планировке. В центре располагался комплекс общественных и частных зданий, разделенных узенькими улочками. К крепостным стенам лепились жилые дома, выходившие фасадом к улице, тянувшейся по окружности города. Рядом с воротами располагалась площадь, где происходили публичные собрания.
Если прежде основным строительным материалом был кирпич, то в царскую эпоху, в связи с распространением железных инструментов, начинает широко использоваться камень. Евреи научились его виртуозно обрабатывать и настолько тщательно подгонять один блок к другому, что их постройки пережили тысячелетия. Асфальт, известь и гипс выполняли функции связующего вещества. Для облицовки иногда использовали мрамор.
Кровля делалась из деревянных реек и покрывалась ветвями, заливаемыми связующим раствором. Затем поверхность кровли тщательно выравнивалась при помощи каменных катков. Крыши были плоскими и имели наклон для стока воды, которую собирали в специальную емкость. Стены выкрашивали в естественные цвета, среди которых преобладали коричневые оттенки.
Дом строился вокруг центрального внутреннего двора, в который выходили окна нескольких комнат. Во дворе располагался колодец, цистерна с водой и бассейн, который служил купальней. Семья обычно жила наверху. Открытый балкон, обдуваемый легким ветром, мог служить спальней во время летней жары.
Деревянные двери, укрепленные бронзовыми или железными щитами, держались на петельных крюках, укрепленных в углублениях. Дверь открывалась обычно во внутрь дома. Замочные скважины и засовы делали сначала из дерева, а потом – из железа. Окна в домах были маленькие, но достаточно широкие для того, чтобы через них пролез человек. Даже в женских помещениях окна выходили на улицу. Решетки и ставни защищали комнаты от солнца, дождя и нескромных взглядов. Древние евреи не знали оконных стекол, но особого неудобства, кроме двух-трех холодных месяцев, это не доставляло.
В богатых домах, помимо комнаты для сна, были столовая, гостиная и даже специальные помещения для летнего и зимнего периода. Последние отапливались зимой при помощи очагов, расположенных посреди комнаты. Внутреннее убранство отличалось изысканностью, даже роскошью: на полы клали паркет из драгоценных пород дерева, стены украшали изделиями из слоновой кости или живописными изображениями.
Обстановка состояла из столов, стульев, скамей, шкафов и кроватей. Невысокие диваны и софы покрывали коврами и подушками, расшитыми иногда пурпурной льняной нитью. Люди состоятельные приобретали мебель из кедрового дерева, инкрустированную слоновой костью и золотом. Для свечей, освещавших помещение, использовали подсвечники из металла или обожженной глины. Даже самое бедное жилище было освещено лампой на масле.
9. О царской власти, царском достоинстве и царских доходах
Во времена Судей в Израиле не существовало никаких чиновников. Важнейшие дела разрешались на совете старейшин. Совет объявлял войну, вел торговлю с другими государствами и заключал договоры. Никакого вознаграждения за свою работу старейшины не получали и даже, напротив, несли определенные расходы. Тем не менее, этой почетной должности добивалась вся знать.
Со времен Саула верховная власть сосредоточилась в руках царя. Евреи были глубоко убеждены в божественном происхождении царской власти и смотрели на царя как на служителя Бога. Поэтому царь должен был безусловно подчиняться установлениям Моисеева закона. Если он проявлял неверность, на его династию падала суровая кара. Одной из главных обязанностей царя считался справедливый суд. Вступление на царство заключало в себе два решающих момента: помазание и возведение в сан. Церемония проходила с исключительной торжественностью и пышностью. Помазание совершалось верховным священником.
Правление старейшин и правление царя принципиально отличались друг от друга. Главенство старейшин основывалось на их авторитете, они как бы осуществляли коллективную волю народа. Царь имел возможность навязывать подданным свою собственную волю. Уже при Сауле в Израиле начал складываться государственный аппарат. Помимо первосвященника и военачальника царя, в это время упоминаются «рабы царя» (то есть, вероятно, чиновники), дружинники, оруженосцы, охранники, телохранители, сотники, тясяченачальники. Все эти люди вышли из-под опеки старейшин и народного собрания. Единственным их владыкой являлся царь, и они послушно исполняли его приказы. При Давиде организация государственного аппарата стала еще сложнее. Важную роль тогда начинает играть софер – буквально «писец», а фактически государственный секретарь, в ведение которого перешли международные дела. Учреждается должность сборщика податей. Появляются «советники» и «друзья» царя – представители высшей администрации. Отдельные группы чиновников заведовали царским хозяйством (полями, виноградниками, оливковыми рощами, скотом). Общее руководство над ними осуществлял высокопоставленный сановник, именовавшийся «начальником царского дома». Следующий царь Соломон разделил страну на 12 административных округов, причем их границы далеко не всегда совпадали с традиционными рубежами уделов колен. Во главе округов были поставлены назначаемые царем наместники. Каждый из них поочередно, в течение одного месяца в году, должен был поставлять продовольствие в царский дворец. Ежедневно к столу отправлялось 30 бочек крупчатки, 60 бочек муки, 10 специальным образом откормленных быков, 20 быков, откормленных на обычном пастбище, 100 баранов, определенное количество оленей, газелей, антилоп и жирных уток. Эти цифры не должны вызывать удивления. Напомним, что Соломон имел тысячу жен. Если к этому прибавить их рабынь и служанок, царских сыновей, с их женами, рабами и наставниками, а также многочисленную челядь (поваров, цирюльников, евнухов, стражников, виночерпиев и прочих) окажется, что число дворцовых обитателей было вполне сопоставимо с населением среднего города.
Не удовлетворяясь теми средствами, которые давал ему сбор податей, Соломон наживал большие богатства путем торговли. Совместно с тирским царем Хирамом он снаряжал торговые флотилии в Красное море. Его корабли везли медь в Аравию и Эфиопию, взамен чего царь получал золото, слоновую кость и пряности. Кроме того, Соломон закупал в Египте колесницы, а в Финикии – строевой лес. По свидетельству древних историков, он извлекал из этих торговых операций баснословные барыши, что позволило ему устроить свою жизнь с неведомой дотоле пышностью. Отстроенный при Соломоне новый царский дворец возвышался на три этажа. Все его покои были отделаны золотом и драгоценными породами дерева. Особенной роскошью отличался зал для аудиенций. Тут проходили официальные церемонии и вершились судебные дела. Именно здесь Соломон выносил решения, мудрость которых прослыла в веках легендарной. Он восседал на троне из слоновой кости, отделанном золотом, к которому вели шесть ступеней. Другой достопримечательностью дворца была Ливанская галерея, украшенная тремястами золотыми щитами. Дворцовая посуда, различные флаконы, столовые кубки Соломона также были сделаны из золота.
10. Об израильской армии
Еще одним важным новшеством царской эпохи стало создание регулярной армии. Она начала формироваться при Сауле, который разделил свои войска на «тысячи» и «сотни». В отличие от народного ополчения прежних лет, зачастую необученного и слабо вооруженного, царская армия комплектовалась из наемников-профессионалов. Ее боевые качества заметно улучшились, что позволило первым царям добиться важных побед над соседями.
Главной ударной силой в войнах того времени были боевые колесницы. Их конструкция считалась весьма сложной, а материалами для них служили ценные породы дерева и редкие металлы. Филистимляне, имевшие у себя много колесниц, благодаря этому преимуществу в течении долгого времени господствовали над Израилем. Давид первый понял важное значение этого рода войск и создал несколько собственных отрядов колесничих. Как сами колесницы, так и лошадей для них приходилось закупать за границей. Это было весьма дорогое удовольствие (за хорошую лошадь приходилось выкладывать 1,7 кг серебра, а за египетскую боевую колесницу – 6,5 кг; учитывая, что в одну колесницу запрягалась четверка лошадей, общая стоимость квадриги превышала 13 кг драгоценного металла). Но израильские цари понимали, что экономия в данном случае неуместна. При Соломоне количество колесниц уже превышало тысячу. Мощь израильской армии в связи с этим значительно возросла. В мирное время отряды колесничих размещались в специально построенных для них городах, имевших особые конюшни, колесничные парки и продовольственные склады.
Позже евреи научились изготавливать колесницы сами. Было организовано целое производство и образованы отряды хорошо обученных мастеров, которые следовали за армией и всегда были готовы заняться починкой этих машин. Нам известно, что у израильского царя Ахава имелось на вооружении более 2 тысяч колесниц – больше, чем у любого из его соседей-царей!
Для поддержки атаки колесничих и преследования разбитого врага использовали кавалерию – также новый род войск, появившийся только в начале царской эпохи. При Соломоне были учреждены огромные государственные конюшни в Мегиддо и других стратегически важных пунктах.
Отряды пехоты играли в сражении вспомогательную роль, их вооружение оставалось традиционными. Когда противоборствующие армии сближаясь на расстояние до 300 м в бой вступали лучники и пращники. В ближнем бою евреи пользовались дубинками, кинжалами, всевозможными топорами и разнообразными мечами. Для защиты использовался щит, а также шлемы, доспехи из меди и кольчуги.
11. О пророках и пророческом движении
Во все годы царской эпохи еврейское общество колебалось между строгим, последовательным единобожием и народными верованиями, имевшими в себе много от откровенного язычества. Борьба была нешуточная, и в том, что победа в ней осталась за единобожием, исключительная заслуга принадлежит пророкам. Потому пророческое движение стало самым ярким духовным явлением этого времени.
Само слово «пророк» (наби) происходит, по-видимому, от аккадского слова набу – «призывать». Пророками именовали людей, призванных на служение. Самим Богом, Его посланников, глашатаев Его воли. Сколько всего было пророков, в точности неизвестно. Речи ранних из них до нас не дошли (вероятно, их никто не записывал). Только с середины 8 в. до Р.Х. пророческие проповеди, предсказания и видения стали записываться на пергаментных и папирусных свитках, которые хранились потом в храме. Позже отдельные речи были объединены в книги, часть из которых вошла в состав Священного Писания. Влияние этих книг на духовную жизнь и религию Израиля было колоссальным. Можно без преувеличения сказать, что чистое еврейское единобожие именно в них впервые получил свое классическое и ясное выражение.
Кто же такие были пророки? Ответить на это одним словом весьма затруднительно. Пророк – это не священник и не государственный деятель. Он не был обличен никакой официальной властью и не нуждался в этом. Современники свято верили, что пророк – это человек, вдохновленный Свыше, устами которого говорит Сам Бог. В каком-то смысле его можно было назвать оратором или писателем, но сила его проистекала не от искусства красноречия, а от вдохновлявшего Божественного гласа, властно требовавшего от человека исполнить возложенную на него миссию. Пророку были открыты многие грядущие события. Однако предсказывать будущее являлось далеко не главной его задачей. Истинным призванием каждого пророка было воспитывать народ и неустанно проповедовать живущую в нем истину.
Частные лица и цари обращались к пророкам как к мудрецам, судьям и врачам. Но сами они не служили никому, кроме Господа. Да, пророк мог быть советником, но в еще большей степени он являлся цензором, недремлющим оком Божьим. Главное его служение заключалось в том, чтобы обличать пороки власть имущих и учить народ истинной вере.Пророки были строгими, нелицеприятными судьями. Они постоянно осуждали недостаточно возвышенную жизнь сильных мира сего, упрекали их в порче нравов, в поклонении языческим идолам, в угнетении бедняков, в приверженности к роскоши. Восстав против существующего положения вещей, они не щадили ни царей, ни вельмож, ни священников.
Фактически пророком мог сделаться любой человек, в ком тлела Божья искра. Мы видим среди них людей самых разных сословий: царедворца и певца, пастуха и священника. Книги различных пророков отличаются друг от друга по стилю и часто повествуют о несхожих предметах. Но в какие бы земные одежды не облекалось Откровение, у пророков никогда не возникала мысль приписать «слово Господне» самим себе. Они лучше других знали, насколько отличается этот овладевший ими мощный поток Духа от их собственных чувств и мыслей.
«Священная Иудея» http://proza.ru/2010/07/14/189
Сирия, Палестина и Финикия http://proza.ru/2013/10/06/1576